Современный светский (то есть не деловой) этикет строится на особом уважении к женщинам и пожилым людям. Почтительное отношение к старшим характерно для многих народов, а в некоторых культурах (например, на Кавказе), это считалось главным положительным качеством юношей и девушек.
Почтение к старшим всегда было основано на том, что они:
1. Много прожили, много сделали, много видели, много знают, обладают богатым опытом.
2. Подрастающее поколение обязано им своей жизнью и благополучием.
3. У старых людей нет перспектив, а нередко нет иной радости, кроме уважения и внимания молодых.
4. Не уважать старших – бесчеловечно, негуманно, неблагородно.
5. Уважать старших сегодня, это значит – заслужить уважение к себе в будущем.
Но если почтительное отношение к старикам встречается практически у всех народов во все времена, с уважением к женщине все не так просто. Культ женщины-матери, характерный для большинства первобытных народов, не означает особого уважения к женщинам вообще.
Откуда же появилось в современном этикете почтительное отношение к даме? Оно пришло к нам из рыцарского кодекса чести.
Общественная система рыцарства возникла в XI веке и быстро распространилась по всей Европе. Она оказала огромное влияние на европейский этикет. Вокруг феодальной аристократии создалось бесчисленное множество новых церемоний и ритуалов, таких, как посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage – вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире, служение сеньору и избранной даме сердца.
Кодекс рыцарской чести предписывал соблюдение сложных этикетных процедур, отступать от которых даже в мелочах было нельзя: это могло уронить достоинство рыцаря в глазах окружающих. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета, его слова и жесты – все имело определенное символическое значение. Даже в тех случаях, когда требовалась личная инициатива, рыцарь должен был действовать в соответствии не со здравым смыслом, а с требованиями этикета.
Например, во время битвы при Кресси, французские рыцари, прискакавшие к королю со срочным боевым донесением, не посмели первыми обратиться к королю, так как только он обладал таким правом по отношению к своим подданным. Когда же король, наконец, начал говорить с ними, рыцари долгое время препирались, уступая друг другу почетное право докладывать королю, и не думая о том, что из-за их промедления битва могла быть проиграна.
Согласно принятым в средние века представлениям, основными добродетелями рыцаря являлись храбрость, честность, великодушие, щедрость, гостеприимство, учтивость, стремление к славе. Все эти качества идеальный рыцарь должен был постоянно демонстрировать, как бы исполняя отведенную ему роль.
В средние века женщина социально и экономически зависела от мужчины и занимала в обществе и семье подчиненное положение. Тем не менее, именно в это время возникает так называемый «культ дамы», или «куртуазная любовь», воспетая в рыцарской поэзии XII-XIII веков.
Отношения рыцаря и дамы приравнивались к отношениям сеньора и вассала. Рыцарь должен был избрать себе даму, поклоняться ей и служить, как своему сеньору, даже если его чувство никогда не было вознаграждено. Прекрасная дама (в представлении средневековых авторов) должна была обладать любезностью, способностью вести светскую беседу, красотой, благородством манер, веселым нравом и кокетливостью.
Куртуазная любовь никогда не была связана с браком и противопоставлялась ему, но, тем не менее, невзирая на «незаконность» отношений, которые могли представлять собой и платоническое «служение», и адюльтер, и даже «любовь на расстоянии» (когда рыцарь совершал подвиги во имя дамы, которую никогда не видел), поведение рыцаря и дамы определялось целой системой строго установленных норм. Рыцарь всячески демонстрировал свое чувство: хорошим тоном считалось в отсутствии дамы или при ее очевидной неблагосклонности обнаруживать свои страдания. От него ожидалось, что он не сможет ни есть, ни спать, прекратит всякие развлечения, громко оплакивая свою участь.
Несмотря на всю искусственность кодекса куртуазной любви, идея служения даме стала стандартом поведения на протяжении столетий. Она повысила положение женщины в обществе и требовала от мужчины хотя бы внешнего соответствия нормам щедрости, учтивости, верности и скромности. А понятия о «благородном» поведении, появившиеся в то время, сохранились до сих пор (конечно, без демонстрации страданий при неблагосклонности дамы).
Таким образом, рыцарский кодекс оказал очень важное влияние на развитие этикета в последующие столетия и формирование современных манер, поскольку даже этикет XXI века предусматривает для женщин определенные привилегии и преимущества.